«Феномен якутского кино — его зрители»: Жюри международного фестиваля «Московская премьера»
«В какой-то момент вдруг стали говорить про феномен якутского кино. Вдруг возникла такая ситуация, когда любой фильм якутского режиссера вызывает сразу интерес», — сказал ведущий передачи «Наблюдатель» Андрей Максимов.
Режиссер, оператор Эдуард Новиков отметил, что благодаря поддержке зрителей и увеличивается интерес к съемкам фильмов.
«Якутское кино больше 95 процентов снимается на родном языке. Феномен якутского кино, я думаю, — его зрители. Жители республики любят свое кино. Наши режиссёры учатся по-разному. К примеру, я учился в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения, окончил в 2001 году. После окончания университета друзья уговаривали остаться, но у меня была семья, поэтому вернулся обратно. Одно время я задумывался, зачем выбрал эту профессию. Потому что в то время было мало работы и снимать на кинопленку было дорого. Но случилась цифровая революция и упростилась система съёмок. Сейчас среди молодых ребят очень много самоучек», — сказал он.
Директор программы полнометражных фильмов фестиваля Евгений Майзель подчеркнул, что прорыв якутского кино связан с выходом на международный уровень.
«Ведь феномен якутского кино — это не только феномен проката. В какой-то момент, приблизительно лет 10 назад, якутские фильмы вызвали интерес у зарубежных зрителей. В первую очередь- это крупнейший азиатский кинофестиваль в Пусане. Затем Шанхай — тоже крупный фестиваль и ряд других. История интересная. Очень разнообразные авторы и они не конвейерные. Скажем, Сергей Потапов — очень востребованный режиссёр, который не только создает кино, он еще ставит театральные постановки по всей России. А также Михаил Лукачевский, снявший очень минималистичный и изящный хоррор «Белый день». Это художники совершенно со своими видениями. Или Степан Бурнашев, который снимает жанровое кино и, кстати, зрительское — мелодрамы, хорроры. Он работает внутри жанров очень строго», — сказал Майзель.
Художественный руководитель фестиваля «Московская премьера» Вячеслав Шмыров подчеркнул, что упростилась система кинопроизводства: «Стало легко держать камеру. Малобюджетные фильмы легко окупаются. И интерес зрителей к собственному кино случается не в каждой республике. В Якутии это связано, видимо, с особенностями ментальности».
Члены жюри в ходе передачи выделили фильм «Царь-птица» Новикова, который в 2018 году получил гран-при Московского кинофестиваля.
«Я давно читал рассказ нашего писателя Василия Яковлева «Со мною состарившаяся лиственница» («Кытта кырдьыбыт тэнкэ тиит») и хотел по его мотивам снять фильм. В то время хороших специалистов не было. В 2016 году в «Сахафильме» появились молодые ребята с новым взглядом на кинематограф. Они согласились сотрудничать и мы два месяца снимали фильм и два года его монтировали. Очень долго затянулся процесс из-за того, что финансирования не было», — сказал Новиков.
В республике постепенно происходит переход от любительского кино к профессиональному. И в Якутии снимают именно этническое кино, оно основано на архетипах традиционной культуры, в каком бы жанре картина не была снята.